Русская деревня. Село и люди …

Радуга над полем русской деревниНесколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России…

Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш… После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мир, в совсем другую страну, – ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце…

- Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?

- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это – воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья – еще четыре семьи с детьми.

Радуга над полем русской деревни

Переезжать нам было легко, весело и интересно – мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, – это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.

Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, – это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений.

В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) – самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть – жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.

Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть.

Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация – еще через год.

Положительный момент от всего этого – в стяжании терпения и смирения.

- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?

- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.

Не надо думать, что в деревне – все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна – аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.

Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум… В деревне не так. За окном – тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо – слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину – сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мира. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут – природа вся перед тобой раскрывается.

Первые, кто перестраивается на деревенский лад, – это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне – выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел.

Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования – самая главная на селе). Зато в классе – 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ.

Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.

Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.

- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей…

- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле.

Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже.

Проезд на местном автобусе – 14 рублей (в Москве – 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.

Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили).

Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.

- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное – и физически, и духовно – влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада. Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой».

Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство… Но о Православии речь, как правило, не идет – на первом плане стоят экологические идеи. Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?

- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души – погибель. Вот и все.

- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?

- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.

Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят.

Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?». А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!». А мы смотрим, парень-то – то ли азербайджанец, то ли дагестанец.

Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.

Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм – наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан – местных жителей – есть врачи.

Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.

Рядом с нами – один из духовных центров России – знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.

Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.

У нас в округе много храмов. И все – практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах – тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?

Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.

- Что Вы можете сказать, пожелать или посоветовать тем молодым семьям, которые сегодня только задумываются о переезде в глубинку? На что в первую очередь им надо обратить внимание, к чему быть готовыми и в каком случае можно и нужно идти на этот шаг?

- У всех своя ситуация. Есть семьи, которые не могут уехать из города в силу своих индивидуальных причин. Но я думаю, все согласны с тем, что когда в семье дети – им однозначно лучше в своем доме, на земле. Вот как у нас: дочка пришла из школы и хочет в тишине почитать, но не любит оставаться дома одна. А младшие проснулись поздно, им надо теперь погулять. И получается, что всем удобно: малые гуляют на участке, а она дома с мамой; на улице малыш спит в коляске, а мама, поглядывая на него из окна, делает свои домашние дела.

Но переезжать надо сообща, объединившись с другими православными семьями, не в одиночку. Это однозначно.

Безусловно, в городах много хороших людей, твердых в вере. Но этот бушующий мир страстей захлестывает и их, волей-неволей приходится терпеть духовную грязь города, соблазны: шикарные магазины с яркими витринами, кинотеатры с развратными фильмами, непристойные афиши и рекламу. И надо быть очень сильным, чтобы противостоять. А в деревне всего этого нет.

Кроме того, живя на земле, всегда прокормишь семью. В городе мы целиком зависим от продуктовых баз; не привезут продукты – чем мы будем кормить детей? А здесь, на селе – независимость; перестали привозить в магазин – а ты на участке вырастишь в сто раз лучше. Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве.

Просто болтаться без дела нет времени. А праздность – основа любого порока. И без молитвы – никуда, особенно – в деревенской жизни. В молитвословах есть много молитв: и перед началом посева, и от засухи, и на богатый урожай, вот мы и молимся, чтобы Господь вразумил и помог.

Не беда, что рядом нет кафе и кино. Есть множество хороших книг, святоотеческой литературы – нашего народного богатства, из которого черпали мудрость наши предки. Есть храмы, святые источники, красивейшие места. Это все – деревня!

Беседовала Серафима Смолина

метки: , , , , ,

Подписаться, не комментируя

КОММЕНТИРОВАТЬ:

+ пять = 11